Пищеварительная система собак

Воспаление десен у собак

Чем опасен гингивит у собак - симптомы и лечение болезни. Детально рассмотрены процессы, протекающие при воспалении десен у собак, основные симптомы.

Заболевания ротовой полости у домашних животных – одна из наиболее часто встречающихся практик в ветеринарных клиниках. Сегодня мы обсудим тему: гингивит у собак – симптомы и лечение. Авторы нашего ветеринарного сайта расскажут о том, что способствует развитию воспаления десен у собак, как можно самостоятельно определить симптомы этой болезни, опишем лечение. Информация будет без сомнения полезна всем владельцам собак, которые хотят, чтобы их пес был здоровым приносил в семью только положительные эмоции.

Как развивается гингивит

Гингивит, или воспаление десен, заболевание, чрезвычайно распространенное у собак. Без надлежащей диеты и своевременной стоматологической помощи частицы грубого корма накапливаются в щелях между зубами, в области ближе к деснам животного. Такие условия создают благоприятную среду для размножения микрофлоры, которая при значительном повышении своей популяции способна наносит раздражающий эффект на десну. Патологический процесс ускоряется и осложняется в случае мелких повреждений слизистой оболочки мягких тканей в ротовой полости, что у собак, часто грызущих твердые предметы, конечно же не редкость.

Бактерии «налипают» к гладким поверхностям нижней части зубов, образуют сначала плотный налет. После, здесь формируются так называемые бляшки, которые со временем утолщаются, минерализуются, затвердевают и превращаются в зубной камень. Эти плотные образования отталкивают верхние края десны от поверхности зубов, что способствует образованию карманов с идеальными условиями размножения для гнойно-гнилостной микрофлоры. Чаще всего этому процессу у собак подвержены области верхних коренных зубов и премоляров.

Не выдерживая бактериальной и физической нагрузки, ткани десен становятся раздраженными, воспаленными и обильно обсемененными бактериями. В этот период можно наблюдать их активное кровоточение и болезненность. Нужно отметить, что запущенный гингивит у собак прогрессирует до периодонтита и может привести к угрожающему жизни животному распространению бактерий по всему кровотоку.

Гингивит у собак

Многие владельцы, к сожалению, достаточно не осознают, что им необходимо регулярно заботиться о надлежащей гигиене полости рта своих домашних питомцев. Особенно это касается собак чистокровных пород, у которых, как известно, общие защитные силы организма сильно уступают таковым у беспородных сородичей. К счастью, гингивит почти всегда можно предотвратить или обратить вспять на ранних стадиях путем регулярной чистки зубов своей собаке. Последствия вовремя непролеченного воспаления десен, например, периодонтит, лечить всегда сложнее и дороже.

Симптомы гингивита у собак

Воспаление десен у собаки является первым этапом патологического процесса, который, если его не остановить, перейдет в более серьезное состояние, называемое периодонтитом. В этом случае воспалительный процесс переходит на корень зуба и его пазуху в кости челюсти, здесь развивается абсцесс, сопровождающийся сильной болезненностью и как итог – последующей потерей зуба.

Владельцы должны серьезно относиться к стоматологической гигиене своих животных. Вовремя необработанный гингивит у собак, симптомы которого могут в конечном итоге привести не только к потере зубов, что весьма критично для этого вида животных, но и достаточно опасному для жизни распространению бактерий по всему организму пса. Помимо того, воспалительные процессы на деснах, как уже отмечалось, характеризуются достаточно сильной болезненностью. Это условие не дает животному правильно пережевывать корм, что не может не отразиться в общем на процессе пищеварения и в целом – аппетите собаки.

Клинические признаки гингивита

На ранних стадиях воспаление десен у собаки, как правило, проявляется непостоянными симптомами. Однако по мере прогрессирования болезни, признаки проявляются все чаще и усиливаются со временем. Основными симптомами гингивита у собак, требующими обязательного лечения, являются:

• Зловонный запах из ротовой полости – халитоз. Один из отличительных симптомов гингивита у собак.
  • Отечность десен. Стоит отметить, что даже, если патологический процесс локализуется у определенных зубов, отек десен наблюдается на всем протяжении зубных аркад.
  • Покраснение десен. Мягкие ткани у корней зубов характеризуются общим диффузным покраснением, а в области активного воспаления можно заметить отдельные темно-красные пятна и тяжи.
  • Кровотечение из десен. Эмаль зубов постоянно покрыта прожилками свежей крови. При надавливании на десну, количество выделяемой крови увеличивается.
  •  Возможно наличие небольших язвенных образований на деснах, как правило, ближе к зубам.
  • Присутствие плотного зубного налета от светло-желтого до темно-коричневого и даже черного цвета.
  • Неравномерная линия десен на протяжении зубной аркады.
  • На участках наиболее сильного воспаления, при надавливании на десну могут вытекать гнойные массы.
  • Сильная болезненность.
  • Собаке тяжело пережевывать корм. Животное забирает небольшие порции, неумело жует, а затем часто сплевывает. Аналогичная картина похожа на ситуацию, когда собака пытается проглотить сильно горячий корм.
  • Потеря аппетита, несмотря на явный голод.
  • Чрезмерное слюноотделение.

Воспаление десен у собаки

Гнигивит у собак - лечение

Воспаление десен у собак

Как уже отмечалось выше, указанные симптомы гингивита у собак начинают проявляться постепенно, то появляясь, то исчезая. Однако со временем частота таких проявлений становится чаще, сама клиника тяжелее, а в результате патологический процесс начинает носить постоянный характер. Как правило, в течение месяца болезни, если должно лечение не было проведено, наряду со стандартными симптомами гингивита, у собак начинают появляться признаки истощения.

Животные повышенного риска

Миниатюрные пудели и другие мелкие породы более предрасположены к различным стоматологическим проблемам, включая гингивит. Брахицефальные породы – с широкими черепами и короткими плоскими мордами – мопсы, боксеры, бостонские терьеры, бульдоги, пекинесы и подобные, также подвержены повышенному риску развития воспаления десен. У этих собак, как правило, проблемы появляются вследствие анатомически нарушенного прикуса, что снижает эффективность естественных механизмов очистки.

Плохое кормление также может способствовать гингивиту. Нужно отметить, что собаки, которые часто пережевывают кости, специальное хрустящие печенье для собак и в целом больше питаются высококачественным твердым сухим кормом, менее склонны к развитию стоматологических расстройств, нежели животные, постоянно «сидящие» на мягких и жидких кормах. Нужно отметить, что сахарный диабет значительно повышает риск развития гингивита у собак.

Лечение воспаления десен у собаки

Как и любое заболевание, гингивит проще предупредить, нежели лечить. Регулярная чистка зубов своему псу минимум один раз в неделю и профилактика зубного камня, хотя бы единожды в полгода помогут значительно снизить риск воспаления десен у собаки и хорошо сэкономить на лечении. Если же все-таки болезнь появилась, то в домашних условиях вылечить ее полностью не получится. В первую очередь потому, что самостоятельно не удастся избавиться от зубного камня, а также – добраться до карманов между корнями зубов и десной, где скапливается наибольшее количество гнойно-гнилостной микрофлоры. В результате любая попытка лечения гингивита будет сведена на нет, поскольку основные причины, воздействия на десну устранить не получится.

При поступлении в ветеринарную клинику, в большинстве случаев собак подвергают общему наркозу. Такой подход позволит врачу организовать полное стоматологическое обследование и провести первичное лечение. Основной целью лечения гингивита у собак, является устранение симптомов болезни, что возможно только в случае удаления накоплений зубного налета и камня. Также весьма актуально предотвращение дальнейшего прогрессирования заболевания.

Варианты лечения

Современная стоматологическая чистка проводится с помощью специализированных ультразвуковых инструментов, наподобие тех, которые используются сегодня в медицинской стоматологии. После проведения ультразвуковой чистки зубов у собаки, могут быть применены антибиотические гели, чтобы помочь успокоить и ускорить выздоровление пораженных десен. В некоторых случаях показано лечение антибиотиками широкого спектра действия с целью снижения риска распространения инфекции с током крови по организму животного.

Ряд хирургических методов, включая установку зубных имплантатов и наращивание костной ткани, могут помочь сохранить зубы, которые были ослаблены глубокими карманами, вызванными гингивитом. Зараженную бактериями пораженную ткань десны удаляют с помощью хирургической процедуры под названием – гингивэктомия.

Воспаление десен у собаки - лечение

После любого профессионального лечения зубов, владельцы должны поддерживать регулярный режим гигиены полости рта у своих собак. Процесс включает чистку зубными пастами или гелями, специально разработанными для ветеринарного использования, а также ополаскивание ротовой полости пса бактерицидными растворами. Фторид и хлоргексидин являются одними из наиболее эффективных средств, широко применяемые с этой целью. Чистку и промывку следует проводить ежедневно или не реже двух раз в неделю в следующие полгода после лечения гингивита у собак с целью предотвращения появления повторных симптомов.

Антибиотики могут назначаться в течение недели или двух после стоматологических процедур, чтобы снизить риск развития системной инфекции. Это очень важно, поскольку процесс механической или ультразвуковой чистки зубов почти всегда разрушает и вытесняет большое количество бактерий, которые затем попадают в кровь крови собаки через воспаленные и кровоточащие десны. Также доступны ветеринарные препараты с замедленным высвобождением, которые применяются наружно к деснам собаки, чтобы помочь не только исцелить ткани, но и уменьшить болезненность.

Диетические нормы – еще одна важная часть профилактики и лечения гингивита у собак. Жесткий сухой кусочек корма оставляет меньше частиц пищи на поверхности эмали зубов, а также помогает механически очищать зубы. Существует ряд рецептурных кубиков, специально разработанных для поддержки гигиены полости рта собак. Жевание сырых костей, хрустящих собачьих печений также может помочь сохранить зубы собаки в чистоте и снизить риск гингивита.

Прогноз

Прогноз для собак с пролеченным гингивитом сильно варьируется, в зависимости от стадии заболевания и иммунного статуса собаки. Переживать не о чем, если удалось подавить заболевание на его ранних стадиях, до того, как оно прогрессировало до периодонтита или потери зубов. Если гингивит неправильно или несвоевременно диагностирован, бактерии, которые размножаются в зубном налете и ​​десневых карманах могут проникать в кровоток и мигрировать в отдаленные области организма, включая легкие, головной мозг, печень, почки и сердце. Такие условия чрезвычайно опасны и могут стать причиной серьезных забоелваний.

Если у читателей этой статьи остались вопросы на тему: гингивит у собак – симптомы и лечение, их можно задать в комментариях к этой статье или нашей группе ВКонтакте. Кроме того, возможно вам будет интересна статья, посвященная гингивиту у кошек. Берегите ротовую полость своих домашних питомцев!